Сопровождение детей с трудностями в обучении

Уважаемые родители, с вашими детьми работает учитель-дефектолог Кузнецова Светлана Игоревна.

Основной целью учителя – дефектолога является выявление детей с трудностями в обучении и осуществление коррекционно-педагогического воздействия, направленного на  преодоление и предупреждение нарушений развития, а также формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешного обучения детей в общеобразовательной школе.

К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, двигательной сферы. 

Задачи работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики;

2. Ликвидация недостатков отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

3. Развитие основных мыслительных операций:

- формирование навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями)
- формирование работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- формирование умения планировать свою деятельность;
- развитие комбинаторных способностей;

4. Развитие различных видов мышления:

- формирование наглядно-действенного мышления:

  • формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное значение;
  • формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации;
  • формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач;
  • определение причинно-следственных зависимостей;

- формирование наглядно-образного мышления:

  • формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов;
  • овладение действиями замещения и моделирования;
  • формирование соотношения между словом и образом;

- формирование словесно-логического мышления:

  • формирование умений выполнять классификацию;
  • формирование умений выполнять систематизацию;
  • формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;
  • формирование понимания скрытого смысла, понимания юмора;

5. Ликвидация нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация и др.);

6. Формирование элементарных математических представлений;                                             

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

8. Развитие речи, владение техникой речи;

9. Исправление индивидуальных пробелов в знаниях;

К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы; 

Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме. Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребёнка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.

С целью зачисления ребёнка в группу учитель-дефектолог проводит диагностическое обследование каждого ребёнка на протяжении трех этапов:

1-ый этап (сентябрь): выявление особенностей психического развития. Необходимо определить уровень познавательной деятельности, конструктивной, игровой деятельности, уровень сформированности речевой деятельности, общего кругозора ребёнка, мелкой моторики, графомоторных навыков, математических представлений и обученности детей в целом; собираются анамнестические сведения о развитии ребёнка, изучаются условия воспитания в семье.

Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей с письменного разрешения родителей для проведения коррекционно-развивающей работы, выстроить индивидуальные  программы обучения, воспитания, развития. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребёнка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.

2-ой этап (две недели января): выявление особенностей динамики развития. Также дополняются сведения, полученные в начале учебного года. В программу могут вноситься коррективы.

3-ий этап (май): определяется динамика и результаты работы за год, а также составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребёнка. На основе результатов осуществляется перевод ребенка в дальнейшую возрастную группу или выпуск в школу.

Благодаря использованию универсальных коррекционно-развивающих программ и методик обучения, как правило, удаётся справиться с трудностями в обучении ребёнка, с которыми в силу особенностей в развитии детей, обычный рядовой педагог справиться не может.

Основная задача познавательного развития – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, представления.

Занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром проводятся по следующим направлениям:

- ознакомление с явлениями социальной жизни;
- ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
- ознакомление с природой;

Формирование конструктивной деятельности происходит по следующим направлениям:

- формировать подлинный интерес к конструктивной деятельности;
- развивать способность понимать функциональные свойства конструктивных материалов;
- развивать ориентировку на сенсорные и пространственные свойства строительных деталей;
- формировать умения конструировать по подражанию, по образцу, по собственному замыслу;
- развивать способность планировать предстоящую деятельность и давать словесный отчет о проделанной работе;

Формирование математических представлений осуществляется с учетом генетического хода развития этих представлений на основе поэтапного формирования умственных действий. При отборе содержания и методов обучения математике учитываются возрастные особенности и особенности психического развития детей. На каждом возрастном этапе с детьми проводится работа по следующим направлениям:

- величина;
- форма;
- цвет;
- количество и счет;
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка во времени;

Развитие игровой деятельности включает в себя:

- формирование структуры игровой деятельности -  развитие игровой мотивации, целеполагание,  формирование операционной стороны игры, результативность игровых действий, формирование навыков самоконтроля в процессе игры;
- формирование игры как совместной деятельности со сверстниками;
- формирование в процессе игры навыков действия во внутреннем умственном плане;

Совершенствование двигательных функций ребёнка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами. Включает развитие мелкой и общей моторики. Особое внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата.

Сенсорное воспитание включает развитие:

- зрительного восприятия (восприятие, формы, восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия);
- слухового восприятия (развитие неречевого и речевого слуха).
- тактильного восприятия
- формирование сенсорных эталонов, закрепление сенсорного опыта в слове.

Помимо подгрупповых занятий учитель-дефектолог ежедневно проводит индивидуальную работу с детьми. На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:

- посредством специально отобранных методов и приемов развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
- стимулирует развитие учебной мотивации и познавательной активности;
- совершенствует двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование  графомоторных навыков;
- производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
- проводит проверку домашнего задания;
- закрепляет основные понятия по ранее изученным темам;
- отрабатывает с ребенком основной материал по темам, пропущенных им по причине болезни или иным семейным обстоятельствам.

Работа учителя-дефектолога ведётся в нескольких направлениях:

  1. Работа с детьми;
  2. Работа со специалистами;
  3. Работа с родителями;

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в коррекционно-развивающем процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Коррекционно-развивающие направления работы с родителями:

  • установление доверительных и партнёрских отношений с родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство (формирование у родителей адекватной оценки состояния своего ребёнка);
  • обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
  • обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам:

-  пути формирования у ребенка мотивации к целенаправленной деятельности;
- обучение способам продуктивного взаимодействия с ребенком
- обучение родителей приемам поэтапного формирования учебных действий у ребенка
-  обучение методическим приемам, направленным на формирование у ребенка самоконтроля и адекватной самооценки

  • развитие позитивной самооценки у родителей.

Коррекционно-развивающий процесс реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога с воспитателями, логопедом, психологом и другими специалистами образовательного учреждения в нескольких направлениях:

  • консультативно-рекомендательное;
  • лекционно-просветительское;
  • практические занятия для специалистов (семинары, открытые занятия);

График работы учителя-дефектолога:

Понедельник 9:00 – 13:00        

                        12:30-13:00 (консультации родителей)

Вторник 9:00 – 13:00

Среда 9:00 – 13:00

Четверг 9:00 – 13:00

Пятница 9:00 – 13:00

 

 

�������@Mail.ru