Уважаемые родители, с вашими детьми работает учитель-дефектолог Кузнецова Светлана Игоревна.
Основной целью учителя – дефектолога является выявление детей с трудностями в обучении и осуществление коррекционно-педагогического воздействия, направленного на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешного обучения детей в общеобразовательной школе.
К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, двигательной сферы.
Задачи работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-
развитие артикуляционной моторики;
2. Ликвидация недостатков отдельных сторон психической деятельности:
-
развитие зрительного восприятия и узнавания;
-
развитие зрительной памяти и внимания;
-
формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
-
развитие пространственных представлений и ориентации;
-
развитие представлений о времени;
-
развитие слухового внимания и памяти;
-
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
3. Развитие основных мыслительных операций:
-
формирование навыков соотносительного анализа;
-
развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными
родовыми понятиями)
-
формирование работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-
формирование умения планировать свою деятельность;
-
развитие комбинаторных способностей;
4. Развитие различных видов мышления:
- формирование наглядно-действенного мышления:
- формирование наглядно-образного мышления:
- формирование словесно-логического мышления:
5. Ликвидация нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация и др.);
6. Формирование элементарных математических представлений;
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
8. Развитие речи, владение техникой речи;
9. Исправление индивидуальных пробелов в знаниях;
К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы;
Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме. Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребёнка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.
С целью зачисления ребёнка в группу учитель-дефектолог проводит диагностическое обследование каждого ребёнка на протяжении трех этапов:
1-ый этап (сентябрь): выявление особенностей психического развития. Необходимо определить уровень познавательной деятельности, конструктивной, игровой деятельности, уровень сформированности речевой деятельности, общего кругозора ребёнка, мелкой моторики, графомоторных навыков, математических представлений и обученности детей в целом; собираются анамнестические сведения о развитии ребёнка, изучаются условия воспитания в семье.
Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей с письменного разрешения родителей для проведения коррекционно-развивающей работы, выстроить индивидуальные программы обучения, воспитания, развития. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребёнка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
2-ой этап (две недели января): выявление особенностей динамики развития. Также дополняются сведения, полученные в начале учебного года. В программу могут вноситься коррективы.
3-ий этап (май): определяется динамика и результаты работы за год, а также составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребёнка. На основе результатов осуществляется перевод ребенка в дальнейшую возрастную группу или выпуск в школу.
Благодаря использованию универсальных коррекционно-развивающих программ и методик обучения, как правило, удаётся справиться с трудностями в обучении ребёнка, с которыми в силу особенностей в развитии детей, обычный рядовой педагог справиться не может.
Основная задача познавательного развития – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, представления.
Занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром проводятся по следующим направлениям:
-
ознакомление с явлениями социальной жизни;
-
ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
- ознакомление
с природой;
Формирование конструктивной деятельности происходит по следующим направлениям:
-
формировать подлинный интерес к конструктивной деятельности;
-
развивать способность понимать функциональные свойства конструктивных
материалов;
-
развивать ориентировку на сенсорные и пространственные свойства строительных
деталей;
-
формировать умения конструировать по подражанию, по образцу, по собственному
замыслу;
-
развивать способность планировать предстоящую деятельность и давать словесный
отчет о проделанной работе;
Формирование математических представлений осуществляется с учетом генетического хода развития этих представлений на основе поэтапного формирования умственных действий. При отборе содержания и методов обучения математике учитываются возрастные особенности и особенности психического развития детей. На каждом возрастном этапе с детьми проводится работа по следующим направлениям:
-
величина;
-
форма;
-
цвет;
-
количество и счет;
-
ориентировка в пространстве;
-
ориентировка во времени;
Развитие игровой деятельности включает в себя:
-
формирование структуры игровой деятельности -
развитие игровой мотивации, целеполагание, формирование операционной стороны игры,
результативность игровых действий, формирование навыков самоконтроля в процессе
игры;
- формирование игры как совместной деятельности
со сверстниками;
- формирование в процессе игры навыков действия
во внутреннем умственном плане;
Совершенствование двигательных функций ребёнка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами. Включает развитие мелкой и общей моторики. Особое внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата.
Сенсорное воспитание включает развитие:
- зрительного восприятия (восприятие, формы,
восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета,
восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного
восприятия);
- слухового восприятия (развитие неречевого и
речевого слуха).
- тактильного восприятия
- формирование сенсорных эталонов, закрепление
сенсорного опыта в слове.
Помимо подгрупповых занятий учитель-дефектолог ежедневно проводит индивидуальную работу с детьми. На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
- посредством специально отобранных методов и
приемов развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления,
воображение;
- стимулирует развитие учебной мотивации и
познавательной активности;
- совершенствует двигательные функции: развитие
общей и мелкой моторики, формирование
графомоторных навыков;
- производит закрепление основных понятий, изученных
на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
- проводит проверку домашнего задания;
- закрепляет основные понятия по ранее изученным
темам;
- отрабатывает с ребенком основной материал по
темам, пропущенных им по причине болезни или иным семейным обстоятельствам.
Работа учителя-дефектолога ведётся в нескольких направлениях:
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в коррекционно-развивающем процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Коррекционно-развивающие направления работы с родителями:
-
пути формирования у ребенка мотивации к целенаправленной деятельности;
- обучение способам продуктивного
взаимодействия с ребенком
- обучение родителей приемам поэтапного
формирования учебных действий у ребенка
-
обучение методическим приемам, направленным на формирование у ребенка
самоконтроля и адекватной самооценки
Коррекционно-развивающий процесс реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога с воспитателями, логопедом, психологом и другими специалистами образовательного учреждения в нескольких направлениях:
График работы учителя-дефектолога:
Понедельник 9:00 – 13:00
12:30-13:00 (консультации родителей)
Вторник 9:00 – 13:00
Среда 9:00 – 13:00
Четверг 9:00 – 13:00
Пятница 9:00 – 13:00