Логопедическое сопровождение

1891С детьми работает учитель-логопед Анохина Анна Александровна.

Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте 5 – 7 лет (старших и подготовительных групп) с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи. Остальные дети обследуются в течение года.


Занятия с ребенком проводятся индивидуально 2 раза в неделю, длятся 20 минут.
Учитель-логопед проводит обязательное обследование всех воспитанников, которое состоит из:

  • обследования звукопроизношения;
  • обследования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
  • обследования слоговой структуры слов;
  • обследования лексического и грамматического строя речи;
  • обследования связной речи.

На основе этого определяются структура и степень сложности речевого нарушения.

Дети со сложной речевой патологией (заиканием, общим недоразвитием речи, задержкой психического развития) направляются на консультацию к логопеду детской поликлиники.

1892 1893 1894
1895 1896

В дошкольном отделении № 1 организована работа логопункта, где оказывается помощь детям в коррекции речевых нарушений.

Организация работы логопункта

Отбор детей: На логопедические занятия отбираются дети:
1. Подготовительных групп                              
2. Старших групп

Количество детей для логопункта ограничено - 25 человек на год.
В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места – дети 4-5 лет.

Занятия логопеда с такими детьми проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда.

Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду.

Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов:
- диагностический
- коррекционный
- оценочно-контрольный

Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.

Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.

По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи. 

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних отношения к вопросу коррекции звукопроизношения

1)  пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;
2) завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.

И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу!!!

Советы логопеда родителям будущих первоклассников

На что следует обратить внимание в речи дошкольника: 1. Состояние звукопроизношения.       - Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки 2. Состояние фонематических процессов.

      - Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Состояние грамматического строя.
       - Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова.
       -  Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5. Состояние словарного запаса
       - Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
6.  Состояние связной речи
       - Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок. 

А также:

  • Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика,  аппликационные работы).
  • Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
  • Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
  • Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
  • Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
  • Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
  • Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
  • Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
  • Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм). 

Если ребенок читает:

  • Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
  • Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Надеемся, что все перечисленное выше у вашего ребенка на «5+»

Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное - своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий!

�������@Mail.ru