Примерные тексты переводных испытаний по Русскому языку

5 класс

№ 1
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
Муравьи – уд…вительные насекомые. Многое в их жизни устроено  интересно. У них даже есть свой «молочный скот». Это тля. Она выд...ляет сладкий сок и муравьи подхватывают его прямо с ее брюшка.

Если тли слишком ра…плодились, муравьи распол…гают их на другом р…стении. Позаботят(?)ся они и об охране тли от врагов: клеща, божьей коровки.
2. Назовите  группы звуков русского языка, приведите примеры разных звуков из текста.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: «Почему автор называет муравьев удивительными насекомыми?»
4. Выполните указанные виды разбора.

№2
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

О хитрости

Хитрость – все равно что мелкая монета, на которую (не)купишь многого. Как мелкой монетой можно прожить час два, так хитростью можно прикрыть что-нибудь,  обмануть,  а ее (не)хватит обозреть д...лекий г…ризонт. Хитрость  близорука: вид…т только под носом а не вдаль, и часто сама поп…дает(?)ся2 в ту же л…вушку, которую ра…ставила другим.
2. Найдите среди слов с пропущенными буквами слова с проверяемыми гласными в корне, объясните их правописание.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: «Почему хитрость попадает в ту же ловушку, которую готовила для других?»
4. Выполните указанные виды разбора.

№ 3
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
Дуб уд…вительное дерево. Он  ра…пускается поз(?)нее других дерев(?)ев. Лес стоит зеленый, один дуб чернеет. Но он дольше всех дерев(?)ев не сбрасывает листвы осенью. Когда наступает мороз, листья на дубе свертывают(?)ся в трубочки.  Иногда они держ…тся всю зиму.  Молния удар…т в него и все равно весной ра…пустятся на нем зеленые листья.
2. Найдите в тексте существительные  женского рода, определите падеж этих существительных.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: «Чем дуб отличается от других деревьев?»
4. Выполните указанные виды разбора.

№ 4
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
Во  все времена года хорош русский лес: зимой летом осенью и весной.
В тихий зимний день выйд…шь в лес на лыжах дыш…шь и не надыш…шься. Под дерев(?)ями расст...лаются белые сугробы.
Хорош лес и весной, когда пробуждается в нем  бурная жизнь. Тает снег. Слыш…тся голоса птиц.
Многое услыш…шь в весеннем лесу.  Распевает дрозд пищат рябчики  жужжат пч…лы.
2. Найдите в тексте глаголы  2 спряжения, определите   непостоянные признаки этих глаголов.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: «О каких особенностях русского леса идет речь в тексте?»
4. Выполните указанные виды разбора.

6 класс

№ 1
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

  С  давних  пор  почетное  место  среди  напитков,  пользующихся  во  всем  мире  особой  любовью,  зан…мает  чай. Столь  высокую  популярность  обеспеч…вает  ему  редкое  соч…тание  питательных,  вкусовых  и  целебных  качеств. Вот  что  написано  о  нем  в  одном  из  стари(н,нн)ых  восточных  манускриптов  «Чай  усил…вает  дух  см…гчает  сердце  уд…ляет  усталость  пробуждает  мысль  и  не  дозв…ляет  поселиться  лености»
Каждый на себе может испытать замечательные свойства чая.

2. Найдите среди слов с пропущенными буквами слова с  проверяемыми гласными в корне. Определите, к какой части речи они относятся. Объясните их правописание, подобрав проверочные слова.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: «Почему чай пользуется популярностью во всем мире?»
4. Выполните указанные виды разбора. 

№ 2
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

                                                                  Старый дом
    Этому дому, наверно, двести лет. Он стоит,  маленький, совсем ветхий, и
как-то неловко чу…ствует себя среди пр…красных домов нового врем…ни.
    Трудно  понять, каким  чудом  он  сохр…нился.  Его  грудь  не  укр…шают
мемориальные  доски,  его  стены  не подкр…пляет  авторитет  в…ликих  людей,
которые жили в нем или хотя бы ост…навливались проездом.
    Но все-таки он не зря простоял столько лет, все-таки и в нем жили люди.
Может, они тоже были великими, только (ни)кто этого  (не)заметил?

2. Найдите в тексте местоимения, определите их разряды.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: « За что можно уважать старый дом?»
4. Выполните указанные виды разбора.

7 класс

№ 1
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

С (не)запам..тных времен человек употр..бляет в пищу (дико) р..стущие плоды и ягоды обл..даю­щие (не)повт..римым ар..матом и вкусом. Клюква брусника черника малина земл..ника калина — настоящие кл..довые витаминов.

Соб..рать плоды и ягоды следу..т в сухую погоду. Яго­ды сорван..ые в жаркую погоду быстро вянут, так как содерж..т мен..ше сока. Нельзя соб..рать (не)созревшие ягоды, луч..ше оставить их дозреть, что(бы) они нал..лись соком и набрали больше витаминов. (Не)собирайте сухие и загнив­шие ягоды, так как они (не) содержат цен..ых ве­ществ

При сбор. ягод буд…те ост…рожны ст..райтесь (не) т…птать ягодные куст..ки.

Сушите плоды в печах предв..рительно провялив на солнце. Что(бы) ягоды (не) подг..рели, их (не)обходимо перемешивать. Суше(н,нн)ые ягоды пр..меняют..ся как лекарство.

2. Найдите среди слов с пропущенными буквами слова с  проверяемыми и чередующимися гласными в корне. Определите, к какой части речи они относятся. Объясните их правописание.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: «Почему люди употребляют в пищу плоды и ягоды?
4. Выполните указанные виды разбора.                                                                   

№ 2

1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания

      Особенно красив и п..чален русский лес в ран..ие осен..ие дни.

На золотом фон… листвы выделяют..ся яркие пятна ра(з;с)крашенных кленов. Кружась в воздух.. падают с берез пож..лтевшие ле..кие листья. От дерева к дереву протянуты сер..бристые нити паутины. Тихо в осе(н,нн)ем лесу. Ш..лестит под ногами листва. (Кое)где краснеет шляпка поз..него подоси­новика. Тонко просв..стит ря(б,п)чик проклич..т  в неб.. прол..тающие журавли.

Что(то) грус..ное, прощальное слыш..тся и вид..тся в осен..ем лесу. Идеш... (по)такому осен..ему лесу — музы­кальным поэтическим чувством наполняет..ся душа. Еще цв..тут поз..ние цв..ты. Но уже ог…лились вершины берез и  обл..тели листья ив.

Хорошо в осен..ем лесу. Долго (не)хоч..тся из него выходить прощат..ся с золотыми осен..ими днями.

2. Выпишите причастия и деепричастия. Определите их вид.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: «В чем выражается красота и печальное настроение леса?»
4. Выполните указанные виды разбора.

№ 3
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания

  Известный ученый Чарлз Дарвин в молодости совершил круг..светное пут..шествие на корабле «Бигль». Десятипушечный  бриг «Бигль» плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин каждый день записывал в дневник  свои наблюдения. Как много (не)обычайного занес в свои записки  молодой естеств..испытатель!  Он вид..л интересные созвездия  южного полушария он наблюдал действующий вулкан и вид..л ужасные последствия земл..тр..сения. Иногда мор..плаватели  покидали свой бриг и отправлялись и..следовать (не)ведомые страны.

 Сколько разн..образного материала собрал Дарвин о животных! За пят..летнее плавание Дарвин нак..пил б..гатейший    материал для своей научной работы.

2. Выпишите слова, образованные способом сложения. Определите, какие это части речи. Назовите их непостоянные признаки.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: «Как путешествие помогло  Дарвину в научной работе?»
4. Выполните указанные виды разбора.

№ 4
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания

Сколько бы (ни) смотреть на море, оно никогда (не) надоест. Оно всегда разное, новое, (не) вида(н,нн)ое.

Оно меняет..ся на глазах каждый час.

То оно тихое, (светло)голубое, в (н..)скольких местах покрытое  дорожками штиля. То оно (ярко)син..е, пламен..ое, сверкающ..е. То под свеж..м ветром становит..ся (темно)индиговым, шерстя(н,нн)ым, точно его гладят против ворса.

То налета..т буря и оно грозно пр..ображается. Штормовой ветер гон..т крупную зыбь. По грифель­ному небу летают с криками чайки. Ре(з;с)кая зелень горизонта стоит стеной над бурыми об­лаками шторма. Малахитовые доски пр..боя разбиваются о берег. Эхо звенит в оглушен..ом воздух…

Но главное оч..рование моря заключает..ся в ка­кой (то) тайн.. , которую оно всегда хр..нило в сво­их пространствах.

2. Выпишите  из текста местоимения. Определите их разряд.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: «Как меняется море?»
4. Выполните указанные виды разбора.

8 класс

№ 1
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
  
  Человеку свойственно сравнивать: сравнение, соп…ставление помогает познать мир. Не задум…вались ли вы над тем, что слова похожи на звёзды? Вспомните, сколько раз бросая зав…роже(н,нн)ый взгляд на ночной небосвод и отыскивая в безбрежном звездном океане разные созвездия  вы убеждались что каждой звезде отв…дено соверше(н,нн)о определённое место. С каждым днем, с каждым часом меняется положение созвездий, но положение звёзд по отношению друг к другу остается все тем(же), даже когда какая(то) звезда погаснет.  
    Слова, как и звёзды, тоже (по)своему светят нам осв…щают наш жизне(н,нн)ый путь делают его осознанным формируя2 человеческую мысль. Именно с помощью слов мысли и чувства одного человека становятся д…стоянием другого или других. Но слова светят нам не только холодным, отчуждё(н,нн)ым светом но и жаром летнего полуде(н,нн)ого солнца: они способны выразить всё мног…образие наших эмоций  настроений нашего отношения к людям вещам событиям.

2. Найдите среди слов с пропущенными буквами слова с  Н и НН, назовите эти части речи, объясните их правописание.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: « Что сближает слова и звезды и что их отличает?»
4. Выполните указанные виды разбора.

№ 2
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания

Не так давно учёные считали что успех в жизни (на)прямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого доб…ётся в жизни. 
    Однако оказывается что будущие профе(с,сс)иональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам уд…лось узнать в школе. Как утверждают современные учёные наполне(н,нн)ая знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизне(н,нн)ых неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки  необходимые для последующей работы - это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами. 
    И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. (По материалам периодической печати)

2. Выпишите один глагол совершенного вида и один глагол несовершенного вида. Определите их спряжение и переходность.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: « Почему способность понимать окружающих является одним из таких важнейших качеств?»
4. Выполните указанные виды разбора.                                                                  

№ 3
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания

О ветре и цветке

    Ветер встретил пр…красный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно л…скал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью выраже(н,нн)ой в цвете и аромате. Но Ветру показалось мало этого  и он решил Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем(то) еще большим. И он д…хнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сл…мался. Ветер попытался поднять его и ож…вить но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви  но тот ув…дал на глазах. Закричал тогда Ветер: Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно (не) было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!
    Но Цветок (ни)чего не ответил. Он умер.
    Тот, кто любит, должен помнить  что не силой и страстью изм…ряют Любовь а нежностью и треп…тным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сл…мать. 
2. Выпишите  один глагол в форме  будущего времени, один глагол – в форме настоящего времени. Определите их лицо и число.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: « О каких особенностях человеческих отношений идет речь в тексте?»
4. Выполните указанные виды разбора.                                                                   

№ 4
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания

     Французская  Ассоциация  защиты  животных  уст…новила,  что  пр…сутствие  в  доме  собаки  почти  на  треть  уменьшает  опасность  инфаркта  у  его  хозяина. Даже  если  человек  просто  еж…дневно   поглаж…вает  своего  песика,  у  него  нормализуется  артериальное  давление. Многие  по  собстве(н,нн)ому  опыту  знают,  что  собаки  способны  оказывать  благ…творное  воздействие  не  только  на  психическое,  но  и  на  физическое   состояние  человека, то  есть  лечить  и  душу,  и  тело.

      Кошки  тоже  оказ…вают  ц…лительное  воздействие  на  людей. Они ложатся  на  больное  место  и  биоэнергетическими  излучениями  своего  тела  подпит…вают  клетки  человека . Ведь  когда  у  нас   что(то) болит,  это  значит,  что  соответствующему  органу  не  хватает  энергии и  он «бьет  тревогу»  посылая  мозгу  б…левой  сигнал. Очевидно  мурки  тоже  принимают  его  и    интуитивно  стремят?ся  помочь  человеку,  к  которому   испыт…вают  пр…вязанность. ( С. Демкин «Меня  лечит  лучший  друг», из  журнала «Будь  здоров!» № 5 2003 г.)

2. Выпишите  из текста 2 наречия, поставьте к ним вопрос,  определите их смысловую группу.
3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: «О каких особенностях кошек и собак идет речь в тексте?»
4. Выполните указанные виды разбора.

�������@Mail.ru