Конкурс "Самый классный классный"

Эссе
на тему: «Педагог - Homo informatikus»

Автор: учитель ГБОУ центра образования №46
Мазанов Алексей Игоревич

Недавно, находясь в плавании по просторам всемирной паутины, наткнулся на слоган одной из крупнейших компаний-производителей аппаратного и программного обеспечения: «Компьютер недостаточно умен, чтобы делать ошибки». Совершенно ясно, что фраза эта придумывалась специально обученными людьми (так называемыми «пиарщиками») и должна в сжатом виде доходчиво передать рекламное обращение нам, рядовым пользователям. Весьма замысловатая форма слогана легко запоминается и иногда даже заставляет о чем-то задуматься. Причем, далеко не всегда о том, что являлось, по замыслу неизвестного гуру рекламы, предметом этого самого слогана. Так случилось и со мной. То ли повлияла только что проверенная пачка сочинений, то ли перебои в работе старенького ноутбука, но в голову влезли два почти философских вопроса: «Заключается ли разумность человека в умении делать ошибки?» и «Если да, то почему я, будучи учителем, так остервенело минут десять назад исправлял ошибки учеников?»  Ответы я нашел почти сразу. Ошибки-то могут делать и человек, и компьютер. Только вот ноутбук мой постоянно выдает стандартный набор системных ошибок, а люди к созданию ошибок относятся творчески, и задача учителя в том, чтоб это «творчество» не зашло слишком далеко. А могут ли информационные технологии помочь педагогу в этом?

Уверен, могут, но (как это чаще всего и случается) есть нюанс… Безусловно, компьютер и все, что с ним связано, облегчают работу педагога. Нет необходимости проводить десятки часов в библиотеке в попытке найти что-нибудь интересненькое к уроку, чтоб привлечь внимание учеников к, скажем, изучению романа-эпопеи «Война и мир». Вся справочная литература в самой последней редакции также легко обнаруживается в интернете. Я уже не говорю о том, как удобно бывает воспользоваться какой-либо социальной сетью, чтоб оперативно донести информацию до учеников. Телефон недоступен, домашний не отвечает, забежать на огонек тоже крайне тяжело, как же найти ребенка, чтоб сообщить что-либо важное? Через ту самую социальную сеть. Хорошо? Да, но почему-то становится страшно. Ведь если ребенок с малых лет привыкает подменять действительность виртуальной реальностью, то и мышление его, мировоззрение, чувства и эмоции начинают меняться, а точнее, подчиняться компьютеру. Единственное, что может вызвать бурю эмоций – это неожиданная системная ошибка, а  вот «любить грозу в начале мая» такой ребенок уже не может: он ее не замечает (если только эта гроза не повлияла на работу компьютера).  

До появления книг люди, безусловно, больше общались лично. Книга стала новым способом передачи мысли и чувств, новым способом общения. На смену человеку общающемуся пришел человек читающий. Развитие информационных технологий – это очередной виток развития человека. Учителю необходимо идти в ногу со временем, и если он активно включает в процесс образования информационные технологии, причем делает это разумно, то перед нами уже не просто учитель, а Homo Informatikus.

Какие именно информационные технологии стоит разумно включать в процесс образования, воспитания и организации внеклассной деятельности подрастающего поколения? Можно ли использовать детское увлечение социальными сетями во благо самих учеников? Как классный руководитель может заинтересовать своих учеников, используя последние новинки IT-технологий? Одним словом, как учитель может стать педагогом-Homo Informatikus, я и постараюсь рассказать в самопрезентации, опираясь на свой педагогический опыт.

�������@Mail.ru