Избранные вопросы математики

Преподаватели

Лосев Евгений Сталиевич, Монов Андрей Владимирович

 
  • Программа рассчитана на 96 академических часов в учебном году, 2 года обучения
  • Ориентирована на детей в возрасте 15-17 лет (учащихся 10-11 классов)
Естественнонаучная
направленность
Дополнительное образование

Программа называется «Избранные вопросы математики». Так что это за вопросы, которые попали в разряд избранных для учащихся 10-11 классов? Быть может это какие-то разделы из вузовских учебников, в которые предлагается заглянуть, чтобы как-то приблизиться к этому желаемому будущему? Нет, это не так. Скорее наоборот, предлагается хорошенько рассмотреть и быть может по-новому взглянуть на уже знакомые школьникам разделы из школьной программы, но углубление знаний по которым, хочется надеяться, поможет успешно окончить школу, поступить в вуз и результативно обучаться.

Курс планиметрии учащиеся заканчивают изучать в 9-м классе. Однако задачи по планиметрии присутствуют в конкурсных, олимпиадных работах, не говоря уже об основном выпускном экзамене, причем часто именно эти задачи имеют повышенный уровень сложности. По этим причинам планиметрия у нас первой попала в разряд «избранных».

Ученика 10 класса, уже прошедшего школьный курс планиметрии, можно сравнить с начинающим шахматистом, недавно освоившим все правила игры (и хорошо, если так!). Но почему он, тем не менее, порой так беспомощно проигрывает и что надо сделать, чтобы он почувствовал себя более уверенно за шахматной доской? Ответ известен: во-первых, нужна практика и, во-вторых, конечно же, надо познакомиться с предыдущим опытом шахматистов, которые не случайно придумали такие красивые названия, как «ферзевый гамбит», «индийская защита», «дебют четырех коней»…

Похожая ситуация и с уравнениями и неравенствами с параметрами, которые традиционно представляют раздел задач повышенной сложности. Надо заметить, что для решения таких задач тоже часто не требуется знаний выше тех, которыми должен обладать выпускник 9 класса. Но без достаточной практики, без тренировки ума, а также без знания некоторых «дебютов», ученики, как правило, пасуют перед этими задачами.

Еще более парадоксальная ситуация с задачами на целые числа. Они вроде бы самые простые, но в тоже время и самые серьезные, например, знаменитая теорема Ферма. Поэтому понятно, что задачи по этой теме предлагаются порой как задачи высокой сложности для проверки способностей к математическому мышлению учащихся.

К перечисленным темам следует также добавить текстовые и некоторые другие задачи. Ситуация знакомая – это «давно пройдено», но когда настает время продемонстрировать свои знания и способности, возникают проблемы.

Следует отметить, что все перечисленные «избранные вопросы», помимо своей сегодняшней актуальности для школьников (повышение готовности к конкурсным и экзаменационным работам), в особенной степени способствуют общему развитию математического мышления, необходимое тем, кто нацелен на дальнейшую деятельность в экономической или естественнонаучной областях.

�������@Mail.ru